Лучшая работа на свете

автор: Павел Дыма – тренер, коуч, психолог

Возвращаясь домой поздно вечером, поймал себя на ощущении глубокого профессионального удовлетворения от рабочего процесса.

Клиенты очень довольны. Я реализовываю знания, которые долго собирал в этой сфере. Меня уважают, я чувствую себя ценным специалистом.

Наверное, у вас закрадывается вопрос о зарплате и сфере деятельности?

Зарплата нормальная как для современного рынка.

А сфера деятельности… так ли она важна?

Давайте думать:

  • В каждой работе есть свой профессиональный рост;
  • У каждой должности есть свои рамки и требования;
  • Каждый трудящийся имеет начальство, коллег и клиентов, или только коллег и клиентов, или только клиентов;
  • Каждый стремиться получать за свою работу адекватное вознаграждение.

Описанные пункты одинаковы у всех, поэтому кто где работает не так уж и важно.

В чем разница?

Возможно, в типе работы.

  1. Есть работы инертного типа, где люди продают свое время. Например, вахтер, сторож, охранник, продавец, секретарь и т.д. Зарплата зависит от качества и сложности услуг, которые они оказывают, но начисление идет по времени работы, а не по результату. Такие работы близки и нравятся людям, которые не очень хотят рисковать и готовы выполнять чужие инструкции.
  2. Работа на результат меньше зависит от времени, но тоже к нему привязывается. Строители, программисты, аудиторы и другие – дают обещание сделать такой-то объем работ к такому-то сроку. И как они будут ее делать, сразу или рывками ни кого особо не интересует. Этот тип работ больше завязан на профессионализме и уверенности в результате, поскольку заказчик не захочет платить деньги за полумеры.
  3. Консультирование или продажа информации. Здесь специалист зарабатывает деньги проще, но долго учиться, долго создает клиентскую базу, ищет свою нишу, работает на имя. Сама продажа услуг и проще, и интереснее, чем просто работа на результат, но больше нервов уходит на развитие процесса. Этот тип работы подходит интеллектуалам разной степени активности, растущим от наемного работники или фрилансера в сторону создания своей фирмы или большой организации.
  4. Бизнес-проекты или «Волка ноги кормят». Найти с кем, найти как, найти кому это предложить и рискнуть деньгами. Бизнес-проекты самых разных типов интересны людям с коммерческой жилкой, которые умеют заметить возможный выигрыш там, где остальные или не видят, или боятся. Эти люди более рискованные, более общительные, более прагматичные. Сидеть на ставке для них нудно, или они могут совмещать две работы – на дядю, и на себя. Азарта хватает.
  5. Учредители и владельцы бизнеса. Тоже рискованные, тоже прагматики, но им хочется создать что-то свое собственное. Некую структуру, которая приравнивается к их детищу, их маленькому королевству, их команде пиратов, идущих в открытое море. Но! Собственная фирма требует очень много сил на создание команды, развитие бизнеса, контроль исполнительности, конкурентно-способность и прирост. Такой бизнес движется только если его кто-то движет, например – собственник. Без вклада личного азарта все рассыплется, поэтому настоящие бизнесмены – люди сильные, но хронически уставшие. Они готовы покупать знания, обучаться, двигаться вперед как ледоколы.
  6. Люди творчества. Живут музой, работают на периодических проектах, много общаются с коллегами, как правило не понимают мир, который живет по правилам изо дня в день. Часто хандрят, зато выплескивают свое творчество наружу, вызывая восторг и недоумение окружающих.

Чем люди мотивируются?

Еще один сокровенный вопрос. Всего есть 4 категории, почти как по Маслоу.

  1. Деньги. Прозаический, но очень понятный мотиватор, когда человек готов что-то делать в обмен на возможность жить лучше, что-то купить, куда-то поехать, отложить заначку в кубышку. Элемент безопасности.
  2. Статус и карьерный рост, как определенное чувство собственной важности, социального уважения, подъема над толпой. Естественно, чем выше статус, тем выше заработок, но предложите человеку только деньги и он откажется. Статус это когда индивид чувствует себя значимым, как начальник или карманный наполеон.
  3. Профессиональный рост, развитие, новые знания. Этот мотив для тех, кто не захочет выполнять примитивную работу, здесь важен фактор самообучения, пополнения опыта, новаторские приемы. Если карьера подразумевает профессиональный рост – человек будет расти в карьере, если карьера это совсем другие обязанности, он уволится.
  4. Уникальность своего труда, умений и результатов. Оригинальная мотивация, так как связана с открытием нового, свежих решений, собственного роста и уважения коллег. Если этому сотруднику периодически не выносить благодарность за его вклад в общее дело, он зачахнет и начнет искать себе иное применение.

Работа с клиентами, общение с коллегами, «душа коллектива».

Факт эмоциональной отдачи в общении с людьми важен людям развитой эмоциональной природой. «Как это придти на работу и ни с кем не поговорить?» - спрашивают они. – А если у кого-то что-то случилось, и я мог бы помочь?»

Такие люди вызывают недоумение более скупых на слова волевых коллег, но им тоже хочется  участия и моральной поддержки.

Эмоциональные люди нужны, они скрепляют коллектив, а волевые прагматику тянут фирму вперед, к новым достижениям. Такой себе тандем.

В работе с клиентами эмоциональные люди создают более прочные связи, выстраивая отношения так, чтобы человек получил не только услугу, продукт, информацию, но и привязался к фирме, стал испытывать к ней доверие.

Сами по себе клиенты это всегда требовательные настороженные холодные в общении люди, которые не готовы к тому, что кто-то хочет честно и надежно вести дела. Они ворчат, ежатся, всеми методами выражают недоверие… и это нужно перетерпеть, не вступая в конфликты, умаслить чужие раны. И тогда люди потянуться, станут улыбаться, благодарить, радуясь свои приобретениям.

Фаза «отчуждения» в среднем длиться месяц, в зависимости от плотности общения и проверки результатов. Сложно терпеть необоснованные претензии, когда делаешь свою работу хорошо, но нужно каждый раз повторять себе: «Клиент невиноват, просто он боится быть обманутым».

Зато, когда контакт состоялся, он возвращает вложенные моральные силы и дает эмоциональную подзарядку, потому что каждому специалисту важно признание его ценности. Любому человеку важно осознавать свой вклад в кого-то, во что-то, что имеет смысл. Иначе начинается депрессия как утрата смысла или отсутствия достойной цели.

Как проверить работу на правильность мотивации?

Любимый вопрос из Коучинга: Представьте, что прошло несколько лет, вы продолжаете работать и… что?

Если первая реакция у вас уныние, скука или разочарованность, значит, нужно что-то менять.

Проверим: Представьте, что вы продолжаете работать на той же работе, но что-то качественно изменилось, и вы целиком довольны своей деятельностью? Что именно изменилось в будущем?

Если изменилась должность, значит, вам важен карьерный рост и статус.

Если – выросла зарплата, значит, вы финансово мотивированы, ну и отлично.

Если – возрос ваш профессионализм, расширились знания и возможности,  соответственно вам важен проф.рост.

Если вы достигли общественного признания и славы, ваш мотив – уникальность.

Но какая работа делает человека счастливым?

Ведь на работе мы обязательно сталкиваемся со сложностями, волнуемся за результат, вынуждены пополнять знания, общаться с конфликтными людьми, держать себя в руках, оценивая, стоит ли это полученных денег. Деньги как базовая потребность важны всем, даже мотивированным на уникальность.

 Где же счастье? Откуда оно берется?

1. С позиции Коучинга счастье - это возможность реализовать глубинные ценности. Тот, кто хочет творить, должен творить, иначе его жизнь бессмысленна.

  • Тот, кто хочет общения и единства, должен общаться.
  • Тот, кто ищет истину, должен искать.
  • Кто хочет делиться опытом должен учить.
  • Нацеленный на семью будет ее строить. И так далее.

2. Еще для счастья от работы нужно иметь социальное признание своей работы. С этим сложней. Если работа дворника в обществе не ценится, то быть счастливым дворником сложнее, чем счастливым педагогом, которых больше уважают при той же зарплате.

3. Личные особенности личности. Или ее психотип. Чтобы быть счастливым важно выбрать и найти ту работу, которая соответствует сильным и слабым сторонам психики. Если человек по натуре, по темпераменту замкнутый, но усидчивый ему больше подойдет профессия программиста, чем продавца. Если человек бойкий и рисковый – он найдет себя в бизнесе. Если мягкие и заботливый – в социальной сфере, где его доброта усилят профессиональные качества. Работа должна соответствовать темпераменту, иначе человек рискует переживать постоянный стресс и неуверенность.

4. Еще важно, когда работа позволяет делать правильный вклад в будущее. Так прагматики работают на счет в банке, ученые создают себе имя, бизнесмены – мощную структуру организации, люди творчества – картины и галереи. Чтобы было с чего жить, чем гордиться, что вспомнить и детям рассказать.

Но ведь на работе есть свои сложности: споры с руководством, неуверенность, специфические коллеги и клиенты, маркетинг, конкуренция, поиск себя, «прокачка» знаний, самоутверждение, уменьшение конфликтов, поиск хорошей должности, ранние подъемы, вечерняя усталость, общественный транспорт.

Когда же человек счастлив?

Ответ прост – когда все получается!

Проблемы решены, уверен в своем профессионализме, оплата нормальная, клиенты счастливы, идешь домой и на душе легко.

ПС: А вообще я работаю тренером, помогаю людям разобраться в себе и развить всякие полезные навыки. Распространяю знания.

 автор: Павел Дыма – тренер, коуч, психолог.






 

0 Комментариев

Оставить комментарий

Отправить