«Спонтанность и живость эмоций»

автор: Павел Дыма – тренер, коуч, психолог

Основателем психодраматического подхода является Якоб Морено.

Этот удивительный человек жил в Вене во времена Фрейда, любил сидеть в парке под деревом и рассказывая детям выдуманные истории. Он мечтал подобно пророкам прошлого открыть человечеству некую первоприроду всего сущего.

Подход, который изобрел Морено, он сам называл Театр Спонтанности.

Театр потому что в психодраме есть сцена, актеры, зрители и ведущий психодрамы, который нередко называется режиссером.

Спонтанность состоит в отсутствии готовых клише и сценариев, вместо чего каждый играющий на сцене выводит наружу некие части себя, мысли, эмоции, которые созрели для того, что быть выраженными.

Одной из задач, которое Морено выдвигал в психодраматическом подходе, была работа с психозами и психотиками. И психодрама доказала свою эффективность в данном вопросе, что демонстрирует глубину метода и его серьезность в работе с клиническими случаями.

Психодрама позволяет не только здоровым людям проявить, проиграть свой внутренний мир, понять себя и развить эмоциональную гибкость, чтобы стать более живим и лабильным в сложных жизненных ситуациях. Она позволяет комфортно чувствовать себя людям со сложными психическими расстройствами, проигрывая свои эмоции и сотрудничая с другими игроками в психодраматической постановке.

Возможно, Морено не был первым, кто использовал групповой подход в психотерапии, но его идея о театре спонтанности, где каждый мог бы проиграть самый важный, сложный или болезненный эпизод в условиях камерности поддержки и осознанности, имеет глубокий резонанс с человеческой психикой. И этому способствуют ряд интересных особенностей:

  • в психодраме нет явно критики или оценивая;
  • каждый участник сам выбирает, какую именно постановку (сцену из жизни или собственную фантазию) он хотел бы отыграть;
  • ведущий психодрамы отслеживает со стороны глубину погружения в роль и может с терапевтической целью предложить участникам менять ход постановки, или развить одну из ее идей;
  • постановка может закончиться по достижению некого катарсиса или осознания, после чего игроки переходят к обсуждению, что они чувствовали, чем данная роль была для них;
  • заказчик психодрамы (протагонист) может спросить у каждого, что именно он думает об этой ситуации. А может и не спрашивать.

Не вдаваясь в приемы и техники психодрамы, можно просуммировать главное: психодрама позволяет выразить и прожить любой элемент внутреннего мира человека – от кусочка личной истории до повторяющегося сна – чтобы в последствии осознать его особенности, понять суть, прожить, отпустить, пережить недостающую кульминацию и включить этот образ в целостную часть личности. Стать более гармоничным.

 Поэтому психодраматические приемы успешно могут применяться как в игровом и обучающем, так и в терапевтическом, так и других контекстах – от бизнес-тренингов в создании команды до работы с маленькими детьми, где психодрамма является частью веселой игры.

В своем исследовании Морено много внимания уделял понятию Роли, и наверное смог найти «ключи», позволяющие взрослому человеку войти в сказочное царство внутренних переживаний, не имеющее ни границ, ни физических ограничений. Каждый человек, какого бы склада характера и психотипа он не был, может вынести на сцену часть личного сценария и прожить его, привлекая других игроков исполнить вспомогательные роли.

Интересным является то, что за прошедшие более ста лет с момента ее рождения психодрамма мало изменилась. Приемы и техники, классифицированный Зеркой Морено, женой автора, вторым человеком после него в психодраматическом течении, эффективны до сих пор. Есть направление монодрама, где клиент наедине с терапевтом отыгрывает разные роли по очереди, складывая воедино некий узор тонких эмоций, глубже понимая себя, находя подсказки подсознания и приходя в гармонию с самим собой.

 Сравнивая психодраму с другими направления психотерапии можно утверждать, что она является более мощным методом для выражения долго копившихся и слабо осознаваемых эмоций. Она позволяет не рассказывать об эмоциях, а несколько раз выразить их в реальном виде, темпе, громкости, скорости, прожив при необходимости те сцены, где эти эмоции зависли и не были реализованы.

Опишем пример. Клиент – молодая женщина, возраст около тридцати, социально обеспеченная, довольно симпатичная, жалуется на то, что не может сойтись с парнем который ей нравится. Уточняя запрос, ведущий выясняет, что у женщины год назад от инфаркта умер отец, за которым она долго ухаживала, и эта потеря сильно выбила у нее почву из-под ног. И теперь клиентка боится привязываться к мужчинам, держит их на расстоянии. На предложение проиграть ситуацию расставания с отцом клиентка выразила согласие.

На сцену (в центр зала) поставили несколько стульев, имитируя больничную кровать, рядом поставили стул для посетителей. Клиентка описала ее обычный диалог с отцом во время его посещений. Потом из группы был выбран участник, который будет играть отца клиентки. Он лег на стулья.

            Клиентка, подходя к заместителю: – Папа, здравствуй! А вот и я... Как ты себя сегодня чувствуешь? Что говорят врачи? Я тебе покушать принесла...

            Заместитель, повторяя описанную ранее часть диалога: – Привет, доча. Врачи, врачи... Как всегда – надо посмотреть, надо докупить лекарства... Надоело мне здесь.

            Клиента более эмоционально: – Ну потерпи!.. Если все сложиться, заберу тебя домой. Потом поедем на дачу, скоро лето. Там у нас твой любимый яблочный сад.

            Заместитель: – Я тоже об этом мечтаю... Надоело здесь валяться... Хочу обрезать деревья, а то скоро почки набухнут.

            Клиентка оборачивается к ведущему: – Так все и было. Мы разговаривали про дачу почти каждый раз, и собирались туда поехать, когда он выздоровеет. А потом его внезапно не стало. И я не могу отделаться от ощущения, что врала ему.

            Ведущий: – Похоже, пришло время поменяться местами. Теперь вы сыграете роль отца. А заместитель сыграет вас. Хорошо?

            Клиентка кивает. Заместитель встает. Она ложиться на его место.

            Заместитель эмоционально: – Папа, привет! Как ты тут? Что говорят врачи о твоем состоянии? Я тебе покушать принесла твои любимые фрукты.

            Клиента смущенно: – Да как-то не очень. Устал я здесь... Врачи говорят одно и то же. Как ты, доча? Устала за мной ухаживать?.. Вижу, что устала...

            Заместитель: – Папа, ты что! Совсем нет (диалог отклонился от заданного, но игроки проигрывают более глубокий пласт чувств)! Я ждут, когда ты выздоровеешь, чтобы увести тебя на дачу, там твой любимый сад...

           Клиента, имитируя грустный мужской голос: – Да, сад... Надо будет деревья подрезать (внезапно начинает плакать). Я поняла!.. Он знал, что это лишь наша несбыточная мечта... Он знал, что с сердцем совсем плохо, и никуда мы не поедем... Старался поддержать меня...

            Ведущий: – Хорошо, выходим из роли.

            Клиентка: – Чувство вины исчезло... Он знал, что я не вру ему, а просто стараюсь поддержать... На душе какое-то облегчение. Спасибо вам (говорит заместителю).

            Как результата, нужно отметить, что уже через месяц клиентка выглядела другим человеком – исчезла тень на лице, женщина больше улыбалась, носила более цветную одежду, начала теснее общаться с парнем. Тот эмоциональный пласт, который держал ее мертвым грузом, сдвинулся и позволил жить дальше.

 Если говорить о направлениях психодрамы, то можно очень условно разделить ее на подвиды или формы проведении:

  •  групповая психодрама и монодрама. В первом случае работает группа, а во втором терапевт предлагает клиенту по очереди отыграть все роли самостоятельно, даже если роли подразумевают диалог между ними. Так клиент приходит к пониманию самого себя;
  • глубокая терапевтическая работа, ознакомительная и работа на разогрев. Глубокая работа подразумевает проигрывание сложных моментов из жизни, ознакомительная – это попытка разобраться в ситуации, работа на разогрев – это игровые упражнения, например в парах, которые позволяют участникам улучшить контакт со своими эмоциями;
  • работа с людьми, отдельными эмоциями или предметами. Люди в психодраме это наши родственники, друзья, любимые. Отдельные эмоции, которые тоже можно сыграть в постановке это, например, одиночество, потерянность, сила или любовь, которые могут быть самостоятельными ролями. Предметы это личные вещи, которые могут быть невидимыми свидетелями нашей жизни.

            Приведем пример: клиент в который раз пришел на встречу с терапевтом кожаным портфелем. Терапевт, чтобы помочь клиенту понять себя, предложил тому монодраму: – Представьте, что вы на время – ваш портфель. Расскажите о себе его глазами... Портфель, какой ваш владелец по складу характера.

            Клиент, с интересом глядя на портфель: – Мой владелец... ответственный человек. Он никогда не забывает меня в людных местах. И всегда держит закрытым в присутствии незнакомых людей. Он носит во мне разные бумаги... держит меня под мышкой, когда идет дождь... Мне хорошо с ним, он заботиться обо мне (смеется).

            Терапевт: – А какие у вашего владельца отношения с женщинами? Случалось ли вам носить в себя для них подарки или шампанское?

            Клиент задумчиво: – Не-ет... Мой владелец очень подозрителен к женщинам... никогда не дарит им дорогие вещи... чтобы не разбаловать... а я бы хотел носить им цветы, шампанское, символы красивой жизни... мне грустно быть портфелем такого скучного человека...

Что демонстрирует этот пример?

Альтер-эго клиента, которое получило право высказаться, когда мы сместили точку зрения – клиент посмотрел на себя глазами немого свидетеля его жизни. В этом одна из сильных сторон психодрамы – мы предлагаем клиенту некую безопасную спонтанность в изучении себя, осознании своих чувств, работе с ним, сближении со своим внутренним миром. Что принесет такая встреча – никогда заранее не известно, но это однозначно улучшит контакт клиента с самим собой, сделает его более целостным.

 Еще одна интересная особенность психодрамы – это работа со снами, особенно с повторяющимися, которые не дают покоя клиенту.

Ведущий предлагает клиенту разложить сон на образы и пошаговые события – как сон начался, чем продолжился и так далее до самого завершения. Например:

 Клиент рассказывает, что ему периодически сниться сон, где за ним гонятся по тропинке в темном лесу с целью убить, всегда догоняют и убивают ножом в спину. Сон каждый раз вызывает у клиента панику и депрессивное настроение.

Терапевт просит выделить действующие лица. Клиент говорит, что во сне их всего двое – он и его преследователь. Терапевт предлагает ввести таких немых участников сна как тропинка, лес и нож, которым клиента «убивают». Немые участники позволят глубже понять происходящее.

Проиграв сон в своей обычной роли, клиент заново переживает волнение и страх.

Проиграв ту же сцену от начала до конца с позиции леса, который видит, как один мужчина преследует другого и убивает, он чувствует сожаление. С позиции тропинки, по которой бегут, он чувствует желание помочь жертве. С позиции ножа, которым наноситься удар, он чувствует безысходность. А позиции преследователя он переживает агрессию по отношение к более слабому.

Закончив проживание сна, терапевт предлагает несколько озадаченному, но успокоившемуся клиенту обсудить, на что это похоже? Что это за переживания и как они связаны с его жизнью? Клиент обдумывает все элементы головоломки и приходит к выводу, что это его месть самому себе за нерешительность. Обсудив нерешительность клиента, терапевт заканчивает встречу.

            В последствии, нужно отметить, этот сон клиенту больше никогда не снился.

 Если делать краткие выводы о психодраме, то нужно отметить ее естественность как форму проведения и выражение эмоций. В психодраме можно работать с:

  • выдуманными ситуациями и реальными. Выдуманные ситуации помогают понять себя в иной плоскости, найти энергию и ресурсы. Реальные ситуации помогают понять себя в отношениях с людьми, осознать их чувства и переживания;
  • построением команды в бизнесе. Тоже интересный момент, потому что ни к чему не принуждающая групповая игра помогает лучше распознать командные роли и наладить схему взаимоотношений;
  • сказками. Сказками как терапевтическими сценариями, где игрок лучше понимает свои ценности, мотивы и повторяющиеся жизненные сценарии. Или сказками как готовый сценарий для работы с детьми ради развития их коммуникативности, уверенности и самовыражения в коллективе.

    Все вышеописанное демонстрирует психодраму как очень живой и динамичный процесс, позволяющий разнообразно работать с эмоциями. Для закрепления результата как когнитивный процесс используется шеринг (обсуждение или обратная связь), где каждый из участников постановки делиться впечатлениями, проговаривает свои догадки и выводы. Каждый член группы разбирает, как постановка связана с реальной жизнью.

    Из забавных заблуждений можно отметить, что  иногда люди зацикливаются на слове «драма» и считают психодраму чем-то страшным и мучительным для психики. Тогда когда постановки в психодраме бывают очень занятными и очень душевными, раскрывают во взрослом человеке детскую спонтанность и отзывчивость. Сами по себе психодраматисты, как подкласс психологов, очень живые и эмоциональные ребята.

Запросы, которые эффективно решаются в психодраме, следующие:

  • Хочу разобраться в себе (классический запрос в психологии). Решается успешно, особенно при групповой постановке, где участвуют отдельные части личности, как некий дружный или недружный коллектив;
  • Хочу понять свои отношения с кем-то. Аналогично;
  • Хочу освободиться от устаревшего жизненного сценария;
  • Хочу исцелить душевную травму, простить себя, своих родителей или близких. Решается хорошо за счет возможности выражать эмоции в групповой работе или монодраме, и приходить к пониманию второй стороны.
  • Хочу преодолеть свою душевную черствость, закрытость, или страхи. Решается медленнее, так как связано с переосмыслением себя, но групповая поддержка дает мощный стимул.

Запросы, которые не относятся к психодраме:

  •  Как обрести сверхмогущество;
  • Научиться «считывать» чужие мысли на расстоянии;
  • Успешно манипулировать людьми;
  • Становиться директивным лидером;
  • «Сделайте это за меня», когда клиент не хочет вовлекаться в эмоциональность групповой постановки.

Кому приходрама подходит?

Самым разным людям – тихим и веселым, замкнутым и общительным, нацеленным и не очень, активным и депрессивным, с сильным характером и слабеньким, вспыльчивым и вдумчивым. Всем найдутся подходящие роли и возможности для выражения себя.

  Психодрама так же подходит всем типам организации личности – невротикам, психотикам, пограничникам, поскольку одинакового формата «правильности» в ней нет, каждый действует по-своему.

Кому психодрамма не подходит?

Клиентам, которые принципиально боятся групповой работы, болезненно относятся к чужим высказываниям, мнениям, обесценивают чужое мнение или подозревают в людях врагов. Как, например, психопатический или параноидный типаж.

Вопросы к психодраме:

Что она даст?

Даст эмоциональную гибкость, внутреннюю гармонию, умение выражать эмоции, общаться с другими людьми более адекватно, понимать их поведение и психологические блоки, навык эмпатии и сопереживания другим.

Чем отличается от системно-семейный расстановок?

Психодрама ставит перед собой задачу выбрать одну роль и прожить ее до конца, чтобы помочь психике сбалансироваться. Грубо говоря – эта проблема больше не будет цеплять клиента за живое, он начнет двигаться дальше. Расстановки более молодой метод, который вырос из психодрамы, он ставит задачу изучить системные взаимосвязи и принять их, что тоже способствует позитивному развитию событий.

Как это решит проблемы?

 Психодрама дает клиенту базу, некую опору под ногами, чтобы он понимал себя в своей жизни, какой бы запутанной она не была. Это не сверхбыстрый метод терапии, но он помогает клиенту исцелить свой внутренний мир, отпустить трагедии, закончить их, и начать жить более счастливо. Если нужен мощный результат в решении запроса, стоит заняться психодрамой.

Как я пойму, что это не надуманные чувства, а так оно и есть на самом деле?

В групповой работе критерием искренности часто является не только сам клиент, но и группа других участников, которые на себе прочувствовали другие роли. Они делятся опытом, помогают понять, что там по другую сторону баррикад. В монодраме тестором искренности является терапевт, который глубоко включает эмпатию.

Как я сыграю в психодраме свою маму, если у меня подобного опыта нет?

Интересный феномен человеческой психики состоит в том, что наш рациональный ум часто не знает, как действовать в новой ситуации, а эмоциональный аппарат очень быстро адаптируется и примеряет на себя иные роли. Поэтому человек, который никогда не был родителем, к примеру, уже через пять минут чувствует, как меняются его чувства по отношению к «ребенку» в психодраме. Включаются незадействованные эмоции, которые за время жизни накопило подсознание.

Почему психодрама нужна мне в решении моего вопроса?

Психодрама нужна и эффективно помогает, когда терапевт видит, что клиент слишком привязывает себя к одному лишь методу решения ситуации, одному «правильному» мировоззрению, одному мнению и так далее. Психодрама позволяет гармонично расширить восприятие жизни, увидеть иные пути, расширить диапазон переживаний, открыть в себе новые чувства, «проснуться», посмотреть на себя со стороны, стать здоровее и проще.
Рекомендуемый фильм по данному направлению «Волшебная страна» с Джонни Депом

Совет психодраматиста заинтересованному читателю:

Понаблюдайте за поведением людей в устоявшемся коллективе, будь-то семья или коллеги по работе. Каждый из них уже занимает определенную роль в группе и не меняет ее, даже если говорит, что устал и хочет поменять. Почему, чем она ему выгодна?

Какую сказку это напоминает? В какой роли вы?

Если один член команды сильно захотел измениться и стал вести себя по-другому, как отреагировали остальные? Тоже изменились или постарались вернуть все к старой модели?

автор: Павел Дыма – тренер, коуч, психолог
 

0 Комментариев

Оставить комментарий

Отправить